В Великую Субботу Правящий Архипастырь совершил Литургию в главном храме епархии

В Великую Субботу Правящий Архипастырь совершил Литургию в главном храме епархии

Strastnaja Sybbota 014В богослужении этого дня вспоминается погребение Спасителя, сошествие во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ людей, с верой ожидавших Его пришествие, введение разбойника в рай. В текстах богослужения содержатся также и указания на Воскресение Христово.

Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения (1 Кор 15, 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере, которая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19, 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (Иона 2, 1-6). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на следующий день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27, 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую субботу провели в покое (Лк 23, 56). На другой день женщины, которые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении.

Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую субботу покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2, 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный» (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоуничижения Господа.

Вкусив смертного тления, т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению, т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресвятой Троицы восприняла человеческую природу – совокупность души и тела – полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти.

Распятие и Воскресение Христовы, а также события Великой субботы имеют решающее значение для человечества (Евр 2. 14-15), поэтому 3 дня, посвященные воспоминанию этого – Великие пятница, суббота и Пасха, – являются центром всего церковного года.

Утром в субботу Преосвященнейший епископ Бердянский и Приморский Ефрем совершил вечерню и  Божественную литургию святителя Василия Великого в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

Правящему Архипастырю сослужили клирики кафедрального храма.

Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершались в центре храма перед Плащаницей. На службе были прочитаны 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

После чтения Апостола, во время пения «Воскресни, Боже…», Архиерей и сослужившее ему духовенство сменили великопостные черные ризы на белые. Переоблачение священнослужителей напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой Субботы в храм вступали новокрещенные в белых одеждах, а также указывает символически на Ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом

После сугубой ектении Его Преосвященство вознес молитву о мире на Украине.

После отпуста Владыка Ефрем совершил благословение пяти хлебов и вина в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного Дня Воскресения.

В завершение богослужения Правящий Архипастырь обратился к верующим с проповедью.

11.04.2015

«Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи»

«Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи»

Plashcanica 01510 апреля 2015 года, в Великую пятницу — день, посвященный воспоминанию святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, — в кафедральном соборе Рождества Христова города Бердянска Преосвященнейший епископ Ефрем, в сослужении клириков собора,  совершил служение Вечерни с выносом Святой Плащаницы Спасителя — образа Христа, лежащего во гробе. Это богослужение совершается в воспоминание снятия с Креста Тела Христова и Его погребения. Плащаница находится в центре храма, а перед началом воскресного пасхального богослужения возвращается на престол алтаря.

В конце вечерни, во время пения тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», Владыка в сопровождении священнослужителей поднял Плащаницу с престола, словно с Голгофы, и перенес ее из алтаря на середину храма. Святая Плащаница была помещена во «гробе» — на особо приготовленном возвышении, украшенном цветами.

После троекратного каждения Плащаницы Господа, и поклонения к ней, Архипастырь обратился к присутствующим со словами проповеди, а в это время все молящиеся прилаживались к изображению Спасителя на Плащанице.

После архипастырской проповеди Его Преосвященство совершил перед Плащаницей последование малого повечерия, за которым был прочитан канон Триоди «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы».

В пронизанных скорбью и болью строках этого произведения Церковь открывает нам то, что все страшные душевные муки Христа разделила и Его Пречистая Матерь. И если история умолчала об этом, и люди прошли мимо Агницы Божией, зревшей заколение Своего Агнца, то церковная поэзия в сей день приносит Той, сердце Которой пронзалось ныне острым оружием, дивный дар песнопений, жемчужное ожерелье из слез: «Приими ныне и Меня с Тобою, Сыне Мой и Боже Мой, чтобы и Мне сойти с Тобою во ад, Владыка, не оставляй Меня одну».

Непосредственно после прочтения канона богослужение продолжилось Утреней Великой Субботы с чином погребения Господа Иисуса Христа. Богослужение Утрени посвящено сошествию Христа во ад и победе Спасителя над смертью.

После пения тропарей на «Бог Господь» Владыка Ефрем вместе с духовенством прочитали перед Плащаницей Непорочны – стихи 17-й кафизмы с краткими песнопениями в честь Господа «в мертвецех вменившагося».

По окончании Великого славословия с пением погребального «Святый Боже» Плащаница была обнесена крестным ходом вокруг Христорождественского собора.

После обнесения Святую Плащаницу вносят в храм и подносят к Царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В завершении крестного хода перед Плащаницей были прочитаны пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), отрывок из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8), после чего Его Преосвященство прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго». В этом песнопении вспоминается тайный ученик Иисуса Христа Иосиф Аримафейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным Его учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

В завершение утрени, Его Преосвященство обратился с архипастырским словом к верующим, в котором напомнил о смысле совершенного богослужения и значении этого дня Страстной седмицы в жизни православного христианина.

10.04.2015

В Пятницу Страстной седмицы Владыка Ефрем совершил чтение Царских часов

В Пятницу Страстной седмицы Владыка Ефрем совершил чтение Царских часов

Chasy 000В пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. В Великую Пятницу не положено совершать Божественную литургию, во время которой хлеб и вино прелагаются в Пречистые Тело и Кровь Христовы, ибо Голгофская жертва была принесена в этот день Самим Христом.

Утром в Великую пятницу, совершается чтение великих Царских часов, которое возглавил Преосвященнейший епископ Ефрем в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянск.

Правящему Архипастырю сослужили священнослужители главного храма епархии.

 Помимо особых псалмов поются песнопения (тропари и стихиры), основная тема которых – безвинные страдания Христа на кресте. Но на кресте распят Тот, Кто участвовал в творении мира, и сотворил для людей множество чудес и Кто со славою воскреснет. На последнем часе трижды поется: «Поклоняемся страданиям Твоим, Христе», а завершается «Покажи нам и славное Твое воскресение!»

На этой службе читаются фрагменты из Ветхого Завета, книги Апостол и четырех евангелий.

Чтения из Ветхого завета – пророчества содержание которых поразительно совпадают с евангельскими событиями: о 30 сребренниках, за которые был предан Спаситель, о вольном и безропотном шествии Его на смерть, несправедливом унижении и бесчестии.

В апостольских чтениях говорится о таинственных моментах жизни христиан, связанных с крестной смертью Спасителя, о значении для человечества подвига Христа.

Евангельские чтения повествуют о предании Иисуса Христа на суд Пилату, о страданиях, смерти и снятии Господа со Креста.

По окончании богослужения Владыка Ефрем  обратился к верующим с архипастырским словом назидания.

10.04.2015

Правящий Архипастырь совершил чтение 12-ти Страстных Евангелий

Правящий Архипастырь совершил чтение 12-ти Страстных Евангелий

Strasty 015Вечером, в четверг Страстной седмицы, накануне Великой Пятницы, Преосвященнейший епископ Бердянский и Приморский Ефрем, в сослужении духовенства кафедрального собора совершил утреню с чтением 12-и Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в главном храме епархии.

Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как Путь и Истину и Жизнь, как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом, прочитал владыка Игнатий. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Весь разговор Христа с апостолами проникнут радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Закончилось евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая поясняет смысл прихода Спасителя в мир: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».

Верующие в храме внимали Евангельским повествованиям, с горящими свечами в руках, молитвенно повторяя: «Слава долготерпению Твоему Господи!». Евангельские чтения Страстей Господних завершились отрывком из Евангелия от Матфея о запечатывании гроба.

По окончании богослужения владыка Ефрем обратился к присутствующим с проповедью.

09.04.2015

«Ядый Владыко со ученики Твоими, таинственно явил еси всесвятое Твое заколение, имже тли избавихомся, честная Твоя почитающии страдания»

«Ядый Владыко со ученики Твоими, таинственно явил еси всесвятое Твое заколение, имже тли избавихомся, честная Твоя почитающии страдания»

Strasnoj Chetverg 017

Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками — апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры — Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.

Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви.

В Великий Четверг, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский совершил уставные богослужения и Божественную литургию Святителя Василия Великого в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

Его Преосвященству сослужили ключарь кафедрального собора иерей Димитрий Арабаджи и клирики собора.

За богослужением Владыка Ефрем, вместе с духовенством и верующими вознесли сугубую молитву к Господу, испрашивая у Него мира и прекращения войны в нашем многострадальном государстве.

В храме молилось большое количество верующих, которые в этот святой день причастились Святых Христовых Таин.

По запричастном стихе, с проповедью к молящимся обратился ключарь кафедрального собора иерей Димитрий Арабаджи.

После заамвонной молитвы Правящий Архипастырь совершил чин омовения ног. Во время него в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

По окончании чина омовения Его Преосвященство обратился к присутствующим с архипастырским назидательным словом.

09.04.2015

Правящий Архипастырь совершил последнюю Литургию Преждеосвященных Даров в дни Великого Поста

Правящий Архипастырь совершил последнюю Литургию Преждеосвященных Даров в дни Великого Поста

Strastnaja Sreda 004В среду Страстной седмицы, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский, в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска, совершил последнюю Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в дни Великого Поста.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности.

Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

За богослужением Его Преосвященству сослужили священнослужители кафедрального храма.

После сугубой ектении Владыка Ефрем вознес усердную молитву о мире в Украине, и прекращении кровопролития на Донбассе.

В архипастырском слове к участникам богослужения Преосвященный Владыка рассказал о евангельских событиях Великой среды, когда совершилось предательство Христа ближайшим учеником Иудой Искариотским.

08.04.2015

«Гавриил Деве благовестие с небесе принес, вопияше: Радуйся, заченши во чреве Твоем Тобою вместимого, невместимого же всеми: и раждающая явишися, от Отца прежде денницы возсиявшего»

«Гавриил Деве благовестие с небесе принес, вопияше: Радуйся, заченши во чреве Твоем Тобою вместимого, невместимого же всеми: и раждающая явишися, от Отца прежде денницы возсиявшего»

Blagoveshchenije 037

Во вторник Страстной седмицы, Святая Православная Церковь  светло празднует  Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

Благовестник Архангел Гавриил приносит Деве Марии известие о спасении людей. Бог буквально воплощается, с тем чтобы обитать вовеки во плоти человеческой, чтобы освободить человека от проклятия и преодолеть разрыв, отделявший его от Господа. Отец Небесный приводит в согласие волю Свою с волей человеческой, дабы обличить подлость и низость людской натуры. Сегодня обнаруживается неимоверное величие Божественного милосердия по отношению к человеку-отступнику. Нисходит Бог и умерщвляется, становится Сыном Человеческим, приняв “облик раба” и “заключив Себя в теснины плоти”.

Накануне двунадесятого праздника Преосвященный Ефрем совершил праздничное всенощное бдение в Христорождественском соборе.

Архипастырю сослужило соборное духовенство.

После чтения Евангелия на полиелее, Владыка обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал об истории праздника Благовещения и какое важное значение имеет для нас этот праздник.

Особенностью богослужения было то, что согласно Уставу утреня оканчивалась по великопостному чину.

После отпуста, духовенство во главе с Владыкой совершили славление перед иконой Благовещения в центре храма.

В сам день праздника Преосвященнейший епископ Ефрем, в сослужении клириков кафедрального храма, совершил праздничную Божественную литургию в соборе Рождества Христова г. Бердянска.

Несмотря на будний рабочий день, храм был полон молящимися, среди которых было большое количество причащающихся.

Перед причастием с проповедью на тему смирения к верующим обратился клирик кафедрального храма протоиерей Виталий Глюза..

По окончании Литургии Владыка Ефрем и сослужащие ему священники совершили славление Пресвятой Богородицы перед иконой «Благовещение Пресвятой Богородицы».

По завершении богослужения Его Преосвященство обратился к народу с архипастырским словом: «Сегодня Церковь празднует великий двунадесятый праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы – это событие, когда Архангел Гавриил возвестил, что у Девы Марии родится Спаситель мира, Которого ждало все человечество для избавления от греха и смерти. В предании сохранилось известие о том, что в момент, когда, когда Дева Мария услышала глас Архангела, Она размышляла о том, как было бы хорошо стать служанкой той, которая родит Спасителя мира. И вот за Ее особое благоволение, за Ее кротость, смирение, тихий нрав – Господь удостаивает Ее такой чести.»

Архипастырь призвал всех подражать Пресвятой Богородице в смирении, кротости и жить по воли Божией.

После проповеди верующие смогли приложиться к Кресту, который преподал своей пастве Владыка, поздравляя каждого с праздником.

07.04.2015

Правящий Архипастырь совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Понедельник

Правящий Архипастырь совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Понедельник

Strastnoj Ponedelnic 005Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре Великой Субботы, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

В первый день Страстной седмицы  Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить «начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим.

Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа.

«Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для своих единоплеменников-иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров-гроб и, восстав из него, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею Живоносною Плотию».

Из событий Евангельских в этот день вспоминается иссушение бесплодной смоковницы.

Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Святая Церковь и взывает к нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения (проклятия) убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость».

В Великий Понедельник Преосвященнейший епископ Бердянский и Приморский Ефрем, в сослужении клириков кафедрального собора, совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

После сугубой ектении Его Преосвященство вознес усердную молитву о прекращении кровопролитной войны и возобновлении мира на Украине.

По окончании богослужения Правящий Архиерей обратился к верующим с архипастырским словом назидания, научая всех пройти поприще Страстной седмицы в посте и молитве, чтобы достойно встретить светлый праздник Пасхи Христовой.

06.04.2015

«Радуйся и веселися граде Сионе, красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних, благословен еси, Имеяй множество щедрот, помилуй нас»

«Радуйся и веселися граде Сионе, красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних, благословен еси, Имеяй множество щедрот, помилуй нас»

Verbnoje 017Посреди покаянных дней Великого поста и преисполненной глубокой скорби Страстной седмицей каждый год находится Великий радостный праздник Входа Господня в Иерусалим.

В последнее воскресенье перед Пасхой, вся полнота Православной Церкви торжественно отмечает двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Он является одним из наиболее почитаемых в народе и называется также Вербное воскресенье, Цветоносная неделя, неделя Ваий.

В день, когда Церковь вспоминает евангельское событие торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим, храмы всегда полны верующих, которые держат в руках ветви первого распустившегося после зимы растения – вербы, как некогда иудеи встречали Христа с великой радостью и восторгом, восклицая “Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна Сыну Давидову!”. Они резали с растущих пальм ветви и стелили под ноги ослице, сидя на которой Господь входил в город, другие устилали путь собственными одеждами. Так они встречали своего Мессию, Христа Спасителя.

В воспоминание этого события за Всенощным бдением накануне и после окончании Литургии в сам день праздника в храмах освящаются вербы, символизирующие те пальмовые ветви, которые народ постилал под ноги Спасителя.

Вечером, накануне праздника, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский, в сослужении духовенства собора, совершил всенощное бдение в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

На утрени, после  Евангелия, во время чтения 50-го псалма, Правящий Архипастырь совершил каждение ваий, а затем прочитал молитву на благословение ваий и освятил их. Люди поднимали вверх принесенные с собой в храм ветви вербы, а Его Преосвященство окроплял их святой водой.

После благословения и освящения ваий, Его Преосвященство обратился к верующим с проповедью, после чего помазал всех святым елеем. Во время помазания всем присутствующим в храме раздавали вербовые ветви.

В сам день праздника, Преосвященнейший епископ Ефрем, в кафедральном соборе Рождества Христова, совершил Божественную Литургию.

Кафедральный храм не смог вместить всех верующих, пришедших вознести молитву к Богу за богослужением, и многие стояли и молились на улице.

За Литургией, на сугубой ектении, были провозглашены особые прошения о мире и прекращении вражды на Украине, а затем Его Преосвященство вознес молитву к Богу, испрашивая у Него: «Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь, да единем сердцем и едиными усты прославим Тя, Господа и Спасителя нашего…»

Многие верующие в этот святой день приступили к Святым Таинствам Исповеди и Причащения.

По запричастном стихе, проповедь о великом двунадесятом празднике произнес клирик собора протоиерей Виталий Глюза.

После заамвонной молитвы Правящий Архиерей освятил ветви верб, принесенные верующими в воспоминание пальмовых ветвей, которыми встречали Спасителя при Его входе в Иерусалим перед предстоящими Ему Крестными страданиями, после чего обратился к молящимся с архипастырским назидательным словом. После проповеди Его Преосвященство преподнес верующим Святой Крест для целования.

В это время священнослужители собора совершали освящение верб на улице в соборном дворе.

05.04.2015

«Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное…»

«Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное…»

Lazareva 006В субботу 6-ой седмицы Великого поста, перед праздником Входа Господня в Иерусалим, Святая Православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, проведшего в гробу 4 дня.

Накануне Лазаревой субботы, Преосвященнейший епископ Ефрем совершил великое повечерие и утреню в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска. Богослужение, совершаемое накануне Лазаревой субботы, содержит несколько песнопений, которые исполняются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения: поются тропари “Ангельский собор удивися”, “Воскресение Христово видевше”, “Свят Господь Бог наш”. Суббота Лазарева — это день, когда «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания мы видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря.

В сам день субботнего дня Его Преосвященство совершил Божественную литургию в главном храме епархии.

За богослужениями Правящему Архипастырю сослужили ключарь кафедрального собора иерей Димитрий Арабаджи и духовенство епархии.

Вместо Трисвятого на Литургии был исполнен крещальный гимн: “Елицы во Христа крестистеся…” – в воспоминание древней традиции крещения оглашенных в этот день.

На сугубой ектении были возглашены прошения о мире и благоденствии на украинской земле, после чего Владыка Ефрем, вместе со священнослужителями и верующими вознесли усердную молитву к Богу о мире в Украине и прекращении междоусобной брани в нашем Отечестве.

По окончании богослужения Правящий Архипастырь произнес проповедь, поздравил духовенство и верующий народ с Лазаревой субботой, наступающим праздником Входа Господня во Иерусалим и приближающейся Страстной седмицей.

О Лазаревой суботе

Во время своей земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И наконец, третье — чудо воскрешения из мертвых Лазаря.

Евангелие от Иоанна рассказывает, как Иисус Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря — еврея и фарисея, сына Симеона фарисея, родом из Вифании. Христос часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с его сестрами Марфой и Марией он любил и называл своим другом.

Однажды Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти, когда Иисус Христос пришел к гробовой пещере и сказал: “Отнимите камень”. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: “Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня”. Сказав это, он воззвал громким голосом: “Лазаре! Гряди (иди) вон”. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружающим его, сказал: “Развяжите его, пусть идет”.

Весть о чуде воскрешения быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало его как царя. Они постилали на его пути свои одежды и пальмовые ветви. Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса Христа.

Лазарь, которого также хотели лишить жизни, уехал на Кипр, где впоследствии апостолы назначили его епископом. По преданию, он прожил еще 30 лет.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях города Китиона, где он служил епископом. Это место позже получило название “Ларнакс” — что в переводе означает “гроб, саркофаг”, и впоследствии дало название современному городу Ларнака.

На мраморной гробнице святого выполнили надпись: “Четверодневный Лазарь, друг Христов”. По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911) и перенесены в город Константинополь, где для них была устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886). В день перенесения мощей святого с Кипра в Константинополь 30 (17 октября по старому стилю) октября празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи были взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В 1972 году во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.

Воскрешение Лазаря церковь воспоминает с древних христианских времен. В V веке святой Андрей Критский написал беседу на четверодневного Лазаря и канон, который исполняется на богослужении. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин создали также каноны на день Лазарева воскресения. Некоторые из священных песнопений, употребляемых церковью, составил в конце IX века император Лев Мудрый (Философ) после перенесения мощей праведного Лазаря в Константинополь.

В тропаре (главном песнопении дня) есть слова: “Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря”. Это означает, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых.

04.04.2015