В Великую Субботу Правящий Архипастырь совершил Литургию в главном храме епархии

В Великую Субботу Правящий Архипастырь совершил Литургию в главном храме епархии

Strastnaja Sybbota 014В богослужении этого дня вспоминается погребение Спасителя, сошествие во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ людей, с верой ожидавших Его пришествие, введение разбойника в рай. В текстах богослужения содержатся также и указания на Воскресение Христово.

Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения (1 Кор 15, 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере, которая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19, 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (Иона 2, 1-6). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на следующий день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27, 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую субботу провели в покое (Лк 23, 56). На другой день женщины, которые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении.

Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую субботу покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2, 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный» (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоуничижения Господа.

Вкусив смертного тления, т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению, т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресвятой Троицы восприняла человеческую природу – совокупность души и тела – полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти.

Распятие и Воскресение Христовы, а также события Великой субботы имеют решающее значение для человечества (Евр 2. 14-15), поэтому 3 дня, посвященные воспоминанию этого – Великие пятница, суббота и Пасха, – являются центром всего церковного года.

Утром в субботу Преосвященнейший епископ Бердянский и Приморский Ефрем совершил вечерню и  Божественную литургию святителя Василия Великого в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

Правящему Архипастырю сослужили клирики кафедрального храма.

Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершались в центре храма перед Плащаницей. На службе были прочитаны 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

После чтения Апостола, во время пения «Воскресни, Боже…», Архиерей и сослужившее ему духовенство сменили великопостные черные ризы на белые. Переоблачение священнослужителей напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой Субботы в храм вступали новокрещенные в белых одеждах, а также указывает символически на Ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом

После сугубой ектении Его Преосвященство вознес молитву о мире на Украине.

После отпуста Владыка Ефрем совершил благословение пяти хлебов и вина в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного Дня Воскресения.

В завершение богослужения Правящий Архипастырь обратился к верующим с проповедью.

11.04.2015

Комментарии закрыты.