“Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”

“Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”

В среду, накануне Вознесения Господня, Православная Церковь празднует Отдание праздника Пасхи. В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. В последний день жизни на земле Господь явился Своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.

Вечером, накануне праздника, Преосвященнейший епископ Ефрем молился за вечерним богослужением в главном храме Бердянской епархии.

В сам день Отдания Пасхи Его Преосвященство, в сослужении клириков собора, совершил Божественную Литургию в кафедральном соборе Рождества Христова.

Согласно греческой церковной традиции богослужения Отдания праздника Пасхи совершаются по пасхальному чину при открытых царских вратах.

За Литургией Владыка Ефрем вознес сугубую молитву о мире в Украине.

После богослужения Его Преосвященство совершил каждение возле центральной иконы Воскресения Христова, а затем святой образ был занесен в алтарь.

Пасхальной Божественной литургией завершился период попразднества Пасхи. По окончании Божественной Литургии Правящий Архипастырь последний раз поздравил молящихся с праздником Светлого Христова Воскресения и пожелал, чтобы пасхальные торжество и радость о Воскресшем Спасителе никогда не покидали сердца.

20.05.2015

Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил Божественную литургию с чином прославления иконы Божьей Матери “Троеручицы – Бердянская”

Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил Божественную литургию с чином прославления иконы Божьей Матери “Троеручицы – Бердянская”

Trojerychica_0520 Trojerychica_1630

17 мая, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в ходе своего первосвятительского визита в Бердянскую епархию, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию с чином прославления иконы Божьей Матери “Троеручицы – Бердянская” в кафедральном соборе в честь Рождества Христова г. Бердянска.

Его Блаженству сослужили Высокопреосвященнейшие митрополиты Донецкий и Мариупольский Илларион и Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, архиепископы Запорожский и Мелитопольский Лука, Макеевский Варнава, Изюмский и Купянский Елисей; Преосвященнейшие епископы: Обуховский Иона, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бердянский и Приморский Ефрем, Вознесенский и Первомайский Алексей, а также духовенство Бердянской, Запорожской, Новокаховской, Хустской епархии.

Перед началом Литургии Предстоятель возвел главу Административного аппарата Киевской Митрополии УПЦ иеромонаха Виктора (Коцаба) в сан архимандрита.

На Малом входе состоялся чин прославления иконы Божией Матери «Троеручицы – Бердянская».

После чтения Святого Евангелия Предстоятель обратился к бердянской пастве со словом проповеди.

По окончании Божественной литургии Блаженнейший Митрополит Онуфрий вместе с многочисленной паствой вознес сугубую молитву о мире в нашем многострадальном государстве перед чтимой бердянской святыней – иконой Божией Матери «Троеручица – Бердянская»

В конце богослужения Его Блаженство поздравил верующих с воскресным днем ​​изнаменательнымсобытиемвжизниепархиипрославлениемиконы«ТроеручицыБердянская».

Предстоятель наградил Управляющего Бердянской епархией Преосвященнейшего епископа Ефрема орденом святого Нестора Летописца I степени, после чего вручил церковные награды представителям местной власти и благотворителям.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил всенощное бдение накануне прославления чудотворной прославление иконы Богоматери «Троеручица – Бердянская»

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил всенощное бдение накануне прославления чудотворной прославление иконы Богоматери «Троеручица – Бердянская»

16 мая, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины с первосвятительским визитом прибыл в Бердянскую епархию.

Вечером, Его Блаженство посетил кафедральный собор Рождества Христова г. Бердянска, где вместе с сонмом архипастырей совершил всенощное бдение.

17 мая, Предстоятель возглавит Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска, за которой будет совершено прославление иконы Богородицы «Троеручица – Бердянская».

Trojerychica_0530

«На студенец яко прииде Господь, самаряныня моляше Благоутробнаго: подаждь ми воду веры, и прииму купельныя воды, радование и избавление. Животодавче Господи, слава Тебе»

«На студенец яко прииде Господь, самаряныня моляше Благоутробнаго: подаждь ми воду веры, и прииму купельныя воды, радование и избавление. Животодавче Господи, слава Тебе»

В Неделю 5-ю по Пасхе, когда Церковью воспоминается Евангельское событие о встрече Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой возле колодца Иакова у восточной подошвы горы Гаризин, Преосвященнейший епископ Ефрем совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

В службе этой Недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», подавшего ей воду жизни, и «напившись обильно водой Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и явилась «приснославной».

Накануне воскресного дня, Его Преосвященство возглавил всенощное бдение в главном храме епархии. Правящему Архипастырю сослужили клирики собора и священнослужители епархии.

После чтения утреннего Евангелия Владыка Ефрем помазал всех молящихся святым елеем.

По окончании вечернего богослужения Его Преосвященство, вместе с духовенством и верующими, совершили славление перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Троеручица – Бердянская».

В сам воскресный день Правящий Архипастырь, в сослужении священнослужителей совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

За богослужением Его Преосвященство совершил усердную молитву о мире в нашем государстве.

По запричастном стихе, клирик собора протоиерей Вячеслав Стадник обратился к молящимся с проповедью.

В завершение воскресного богослужения Правящий Архипастырь  обратился к верующим со святительским словом, в котором рассказал о Евангельском событии встречи Иисуса Христа с самарянкой.

В тот же день, за вечерним богослужением Преосвященнейший епископ Ефрем, в сослужении духовенства епархии, совершил чтение акафиста Воскресению Христову, после чего помазал всех присутствующих святым елеем.

10.05.2015

«Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством»

«Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством»

   Rasslablennoj 077Четвертая неделя по Пасхе носит название Недели о расслабленном. В эти дни Святая Церковь вспоминает евангельские события, произошедшие до страданий, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. «Положися убо и сие зде, яко во время у еврей Пятдесятницы Христос содея сие» – пишется в синаксарии на утрени.

   Спустившись к целительной купели Вифезда, Христос видит там больного, страдающего параличом. Долгих тридцать восемь лет несчастный напрасно ждал, что кто-нибудь из людей, сжалившись над его страданиями, поможет ему первым окунуться в возмущенную ангелом воду купели, чтобы получить исцеление. И милосердный Господь исцеляет страдальца.

   Как и все Священное Писание, этот евангельский эпизод имеет особое символическое значение. Сегодня в лице расслабленного предстает весь человеческий род. Подобно расслабленному у овчей купели, человечество было не в состоянии своими силами достичь целительного источника, который бы излечил его от греховной язвы, обрекающей на вечную смерть. Это стало возможным лишь через искупительную жертву Иисуса Христа. Воздвигая расслабленного от недуга, Спаситель повелевает ему взять одр. Одр – это символ греховной болезни, тяжесть которой Христос отныне взял на Себя. «Возьми одр твой» – ты более не раб сковывавшей тебя болезни, ты свободен, свободен от греха и смерти. «Возьми и неси одр твой». Эти слова, произнесенные в субботу, в нарушение иудейского закона, свидетельствуют о приходе в мир иного закона – закона целительной и всепрощающей любви Спасителя к человеку.

   «Ныне ты здоров; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Бог напоминает человеку о том, что стало причиной болезни. Через грех вошли в мироздание разрушение и страдание. Христос разрушил власть смерти, но каждый человек остается свободным в моменте личного волеизъявления. Чтобы стать достойным вечного блаженства, каждый человек, просвещенный сиянием Нового Завета, должен в личной земной жизни деятельно откликнуться на обращенную к нему Божественную Любовь.

   Всенощное бдение накануне воскресного дня, 02 мая 2014 года, в кафедральном Христорождественском соборе, совершил Преосвященнейший епископ Ефрем, в сослужении соборного духовенства.

   После чтения утреннего Евангелия, Его Преосвященство обратился к верующим с архипастырским назидательным словом, по окончании которого помазал святым елеем всех присутствующих.

   В завершение богослужения, после 1-го часа, Правящий Архипастырь, вместе с духовенством собора совершили славление у чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Троеручица – Бердянская», который находится в кафедральном храме.

   03 мая 2015 года, в Неделю о расслабленном, Владыка Ефрем совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

   За богослужением Его Преосвященству сослужили священнослужители собора.

   По запричастном стихе, к верующему люду, с проповедью обратился ключарь кафедрального собора иерей Димитрий Арабаджи.

   По окончании Божественной литургии, Владыка Ефрем произнес проповедь, посвященную евангельскому чтению об исцелении расслабленного.

   Как отметил Архипастырь, повествование о совершенном Господом Иисусом Христом чуде исцеления расслабленного помогает понять многие важные для спасения истины о значении веры во Христа Спасителя, о терпении в испытаниях и о благодарности Богу.

  После проповеди, Его Преосвященство, всем верующим, молящимся за богослужением, преподал Святой Крест для целования.

    По окончании праздничного богослужения Владыка Ефрем совершил Таинство Венчания над Олегом и Мариной Зотовыми.

За вечерним богослужением Правящий Архиерей совершил чтение акафиста Воскресению Христову.

   По окончании акафистного пения, Владыка Ефрем, с проповедью о явлениях Воскресшего Христа Своим учеником и последователем, обратился к верующим, после чего всех помазал освященным елеем.

«О святии новомученицы Христовы, града Бердянска похвало и утверждение… Испросите у Христа Бога мир Церкви Его, Отечеству нашему благословение, людям православным благочестие и в вере утверждение…»

«О святии новомученицы Христовы, града Бердянска похвало и утверждение… Испросите у Христа Бога мир Церкви Его, Отечеству нашему благословение, людям православным благочестие и в вере утверждение…»

Novomycheniky 078

30 апреля, в четверг, после третьего воскресенья по Пасхе, после праздника святых жен – мироносиц, Святая Православная Церковь совершает память новомучеников и исповедников Бердянских, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для нашего Отечества, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений были также священнослужители Бердянска: протоиерей Виктор Киранов, протоиерей Михаил Богословский и иерей Александр Ильенков.

В материалах, поданных для прославления бердянских священномучеников, есть слова прямо характеризующие святых, которые говорят об их высоком личном благочестии, кротости и долготерпении, ревностном пастырском служении и борьбе за чистоту Православия.

Священномученики Бердянской земли претерпели масштабные гонения со стороны атеистических властей, но преследовали не только самих священников, но и их семьи.

Согласно с Евангельской заповедью, претерпев все до конца, святые приняли мученическую кончину в лагерях, а в 2000 году, по определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви священномученики Михаил, Виктор и Александр были причислены к сонму святых.

29 апреля, накануне праздничного дня, в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска, Преосвященнейший епископ Ефрем, в сослужении секретаря епархии протоиерея Сергия Илющенко, городского духовенства и клириков собора, совершил всенощное бдение с чином литии.

После прочтения Евангелия, Его Преосвященство помазал всех освященных елеем.

В день 15 – летия, со дня прославления в лике святых священномучеников Бердянских Михаила, Виктора и Александра, Преосвященнейший епископ Ефрем, в сослужении священнослужителей Бердянской епархии совершил праздничное богослужение в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

Преосвященнейший епископ Ефрем совершил праздничную Божественную литургию в сослужении секретаря епархии протоиерея Сергия Илющенко, отцов – благочинных, всего духовенства Бердянской епархии.

По запричастном стихе, с проповедью к молящимся, обратился благочинный Токмакского церковного округа протоиерей Николай Ронжин, который рассказал о подвиге мучеников Христовых.

По окончании богослужения, Архипастырь вместе с духовенством совершили славление священномученикам земли Бердянской, после чего Преосвященнейший Ефрем обратился с архипастырским словом ко всем молящимся, в котором рассказал о жизни, подвиге и чудесах святых Михаила, Виктора и Александра.

От лица всей Бердянской паствы, Владыку Ефрема, с праздником Пасхи Христовой, а также с 15 – м юбилеем прославление в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской святых священномучеников Бердянских, поздравил секретарь епархии протоиерей Сергий Илющенко.

Возле храма, для всех присутствующих и гостей храма, казаками и трудниками собора, была приготовлена праздничная трапеза, и каждый имел возможность, после духовной трапезы, насытиться пищей телесной.

«Мироносицы жены, ко гробу что приидосте? что ищете живаго в мертвых? Воскресе Господь, дерзайте, вопиет ангел»

Mironisici 015

«Мироносицы жены, ко гробу что приидосте? что ищете живаго в мертвых? Воскресе Господь, дерзайте, вопиет ангел»

В третью Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует память женщин – учениц Христа, которые в тяжелую минуту, в отличие от ближайших апостолов, не оставили Божественного Учителя, но сопровождали Его до самой крестной смерти и приняли участие в Его погребении.

В евангельскую историю святые жены вошли как мироносицы. В обряд погребения у иудеев входило помазание тела усопшего благовонным миром. Глубокой ночью, в канун иудейской Пасхи, когда совершалось погребение Христа, женщины не успели совершить обряд помазания в необходимой мере. И ранним утром воскресного дня, не страшась ничего, они отправились ко гробу Спасителя, чтобы окончить погребение, тем самым засвидетельствовав величайшую любовь и преданность Христу.

Мужчины апостолы, не раз заявлявшие о своей вере в Иисуса как Сыны Божия, получившие от Него дары творить чудеса, в страхе бежали, оставив Учителя в решающий час. Им не хватило мужества пойти вслед за женщинами, которых не смогла остановить ни угроза быть арестованными и осмеянными, ни стража, охранявшая гроб. Лишь об одном думали и рассуждали они между собой по дороге к погребальной пещере: «Кто отвалит камень, заграждающий вход?..»

И эта любовь не осталась без награды. Жены-мироносицы стали самыми первыми на земле свидетельницами Воскресения Христа, Его победы над смертью, избавления человечества от проклятия первородного греха. Они первыми явили нам пример подлинной христианской любви, которая, по словам апостола Иоанна Богослова, единственного из 12 апостолов, кто вместе с мироносицами не оставил Христа во время страданий, одна способна до конца победить весь страх и все сомнения.

Всенощное бдение в Христорождественском соборе совершил епископ Ефрем.

Владыке сослужило соборное духовенство.

После воскресного Евангелия Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, после которого, всех молящихся помазал освященным елеем.

День памяти жен-мироносиц по праву можно считать христианским международным женским днем. Подвиг святых жен в полной мере подтвердил достоинство женщины, некогда первой нарушившей Божественную заповедь и склонившей к грехопадению своего мужа. И та высочайшая честь и радость, которой Спаситель удостоил жен-мироносиц – стать первыми проповедниками Торжества Жизни, ясно свидетельствует, что в Новом Законе учение Спасителя восстанавливает равенство мужчины и женщины перед лицом Бога, возвращает их отношения в гармонию первозданной красоты.

26 апреля, в воскресный день, Божественную литургию в соборе Рождества Христова возглавил епископ Бердянский и Приморский Ефрем.

Его Преосвященству сослужили клирики собора.

За Литургией Архипастырь и духовенство, вместе с прихожанами молились о прекращении вражды и ненависти в Украине.

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЕС, которая унесла жизни тысячи людей. Воспоминая это трагическое событие, а также все кто души и жизнь свою положил ради того чтобы последствия аварии небыли так страшны, Владыка по заамвонной молитве совершил заупокойную литию.

Послу отпуста Литургии Архипастырь совершил молитву перед иконой святых жен – мироносиц.

По окончании Преосвященный Владыка обратился ко всем верующим с проповедью.

Поздравляя еще раз всех женщин с их праздником — днем святых жен-мироносиц, Владыка Ефрем пожелал им всегда следовать примеру тех, кто, невзирая на собственную слабость и страх, до самого конца последовали Христу, сподобившись стать первыми свидетельницами Воскресения.

Каждая женщина, которая была в храме в этот день, получила из рук Владыки цветок, а также архиерейское благословение.

Из богослужебных особенностей этой и последующих Недель можно отметить следующее: в отличие от праздничного чина Антипасхи, начиная с третьей Недели попразднства Воскресения Христова, с субботы на воскресенье совершается обычное воскресное всенощное бдение с особенностями, сохраняющимися до отдания праздника Пасхи: пения тропаря «Христос Воскресе», троекратного пения «Воскресение Христово видевше…». На стиховне вечерни поются стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», а на утрени – пасхальный канон «Воскресения день» с богородичными тропарями.

В день Радоницы Правящий Архипастырь совершил богослужение в главном храме епархии

В день Радоницы Правящий Архипастырь совершил богослужение в главном храме епархии

Radonnica 003Радоница — 9 день от Пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших.

«Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Епископ Ефрем совершил богослужения Недели апостола Фомы в Христорождественском соборе

Епископ Ефрем совершил богослужения Недели апостола Фомы в Христорождественском соборе

   Foma 00119 апреля 2015 года, в Неделю о Фоме, называемую также Антипасхой, богослужение в соборе Рождества Христова совершил управляющий Бердянской епархией епископ Ефрем.

   Наименование «Антипасха» не несет той негативной нагрузки, которую мы привыкли видеть в словах с приставкой «анти». В греческом языке «αντι» употребляется в значении «вместо» или «напротив». Таким образом, Антипасха – праздник не противопоставляемый, но дополняющий и продолжающий собой день Светлого Христова Воскресения, когда Святая Церковь вспоминает историю апостола Фомы. Он не присутствовал при первом явлении воскресшего Христа апостолам и на их свидетельства отвечал, что поверит в воскресение Спасителя только в том случае, если физически ощутит Его раны. И милосердный Господь, видя в Фоме более стремление уверовать, нежели сомнение в Его Воскресении, вновь является ученикам и Сам предлагает апостолу удостовериться в совершившемся чуде.

   Господь наш Иисус Христос нисколько не осуждает неверия Фомы, не осуждает его и Церковь. «Сомневающимся ученикам в восьмой день предстал Спаситель там, где они были собраны. И, благословив их, обратился к Фоме: приди, апостол, осяжи длани, пронзенные гвоздями… О, доброе неверие Фомино! Ибо оно верных сердца в познание привело со страхом взывать: Господь и Бог мой, слава Тебе!» (Стихира вечерни Антипасхи).

    Праздник Антипасхи – это тот замечательный день, когда в лице апостола Фомы, как в неком прообразе, мы с радостью видим обращение к спасительной вере тех миллионов людей, которые сомневались в учении Христовом. Но увидев своими глазами чудеса Богочеловека, непосредственно ощутив Его благодать и любовь, они навсегда стали Его учениками, жизнью и смертью запечатлев обретенную веру.

   Для нас же это урок того, что Христос Спаситель никого из стремящихся к Нему, пусть даже и сомневающихся, но способных и всем сердцем желающих уверовать, не оставит без Своего посещения. Его Пречистая Десница, носящая следы спасительных страданий за человеческий род, всегда простерта навстречу протянутой руке сомневающегося.

   Накануне, 18 апреля, всенощное бдение в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска, совершил Владыка Ефрем в сослужений духовенства главного храма Бердянской епархии.

   19 апреля, в воскресенье, Правящего Архипастыря у входа в собор, со словами пасхальной радости, встречали воспитанники воскресной школы при кафедральном соборе.

   Литургию Недели Антипасхи возглавил епископ Бердянский и Приморский Ефрем в сослужении соборного духовенства.

   Проповедь по запричастном стихе произнес руководитель епархиального отдела по делам семьи и клирик собора иерей Александр Рекотов.

   По окончании богослужения Архипастырь обратился ко всем с проповедью, в которой Владыка поздравил прихожан с Пасхой Господней и пожелал всем укрепления в вере.

   Также с особым поздравительным приветствием обратился к Преосвященному Владыке ключарь собора иерей Димитрий Арабаджи. Отец Димитрий, от лица духовенства и прихожан, поздравил Владыку Ефрема с Воскресением Христовым и преподнес Владыке букет белых роз.

   Вечером Фоминой недели, Архипастырь совершил чтение акафиста Воскресению Христову.

   Его Преосвященству сослужило соборное духовенство.

   По окончании богослужении, Преосвященный Владыка в своей святительской проповеди раскрыл значение события Воскресения Христова для каждого христианина.

   После проповеди, при пении пасхальных песнопений, Владыка приветствуя каждого жизнеутверждающими словами «Христос Воскресе», помазал всех освященным елеем.

19.04.2015

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению»

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению»

Paskha 009 «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет» [Ин. 11, 25]. Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник  примирения, истребление врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами и, обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово “Пасха” пришло к нам из греческого языка и означает “прехождение”, “избавление”. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.

В пасхальную ночь, с 11 на 12 апреля, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский, в сослужении клириков собора,  возглавил торжественное пасхальное богослужение в гланом храме епархии – кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

Пасхальное богослужение началось полунощницей с чтением канона Великой Субботы  «Волною морскою» — одним из самых печальных песнопений Великого Поста, который возвеличивает страсти и погребение Христово. Однако верные слушают его уже не со скорбью, но радостным ожиданием момента воскресения Христова.

Во время пения слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» священнослужители перенесли Святую Плащаницу в алтарь через Царские врата, и полагает ее на престоле, где она будет оставаться до праздника Отдания Пасхи.

Пасхальную заутреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинали в 12 часов ночи. При приближении полуночи Архипастырь и все священнослужители в полном облачении, под звон колоколов, при пении стихиры: «Bocкрecение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” совершили крестный ход вокруг кафедрального собора. 

Крестный ход открывает самый радостный праздник — Светлое Христово Воскресение, это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху». Праздничное Пасхальное Богослужение в соборе началось с пасхальной заутрени. Обойдя храм, крестный ход остановился перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня.

Архипастырь и священнослужители трижды пропели радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» а также стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», после чего церковные двери отверзлись, и крестным ход с радостной вестью о Воскресении Христа шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Богослужения Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона. Этот величественное и торжественное песнопение в честь воскресения Иисуса Христа из мертвых и Его божественного величия является настоящим шедевром христианской литургической поэзии. Он принадлежит перу великого учителя Церкви, богослова и песнописца святого Иоанна Дамаскина, который сумел объединить в этом произведении как возвышенные святоотеческие наставления о Христовом воскресении, так и радостные духовные чувства боголюбивых верующих.

Собор был переполнен верующими, которые пришли славить Воскресение Христово. В глазах людей – особая радость, горят все светильники и подсвечники … «Христос воскрес из мертвых!..»

Среди прихожан было много детей. В другие дни в это время дети уже видят сны, но накануне праздника Пасхи ничто не может заставить детей остаться дома. По их глазам видно, какое удовольствие доставляет им участие в праздничном «взрослом» ночном Богослужении.

В конце пасхальной заутрени, после пения: «Друг друга обымем…», Владыка Ефрем, похристосовавшись с духовенством, вышел в храм, чтобы поздравить всех верующих с праздником Христова Воскресения. Его Преосвященство, каждому пришедшему в храм, вручил пасхальное красное яйцо, знак возрождения всего живого, пробуждение.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

По окончании утрени, Правящий Архипастырь прочитал Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, начинающееся словами: “Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим добрым и светлым торжеством …” . Святитель в своем пасхальном творении призывает всех радоваться о воскресшем Спасителе: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь…» и возглашает вечную победу Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе».

После торжественной пасхальной заутрени было совершено последование пасхальных часов, которые состоят из пасхальных песнопений, прославляющих радостное событие Христова воскресения.

В  пасхальную ночь, Владыка Ефрем в сослужении клириков кафедрального собора, совершил литургию святителя Иоанна Златоуста при открытых Царских вратах, которые открыты с начала утрени и не закрываются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл нам врата Небесного Царства.

Многие верующие, в этот день желают причаститься Святых Христовых Таин, чтобы принять участие в совместной трапезе вместе с воскресшим Христом.

По заамвонной молитве, Его Преосвященство освятил артос. Слово артос переводится с греческого, как «квасной хлеб» – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая. 

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении, Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Освятив артос, Владыка Ефрем прочитал молитву на освящение пасхальной пищи. В завершение длительного поста, Церковь позволяет радоваться светлому Воскресению не только духовно, но и телесно, благословляя к потреблению продукты, которые были запрещены в пост.

По окончании праздничной Литургии, Правящий Архипастырь прочитал Пасхальное послание Предстоятеля Украиской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, а затем всех поздравил со светлым днем Воскресения Господня.

В завершение Пасхального богослужения Владыка Ефрем совершил освящение куличей, пасок и яиц, для пасхальной трапезы верующих, каждого приветствуя словами ” Христос воскресе! “.

По благословению Преосвященнейшего Ефрема, епископа Бердянского и Приморского,  пресс–служба Бердянской епархии и телеканал «ЮГ» проводили прямую телевизионную трансляцию ночного пасхального богослужения из главного храма епархии. Комментировали богослужение на русском языке – руководитель епархиального отдела по делам семьи иерей Александр Рекотов, а на украинском – пресс-секретарь епархии Олег Зотов.

12.04.2015