«Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное…»

«Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное…»

Lazareva 006В субботу 6-ой седмицы Великого поста, перед праздником Входа Господня в Иерусалим, Святая Православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, проведшего в гробу 4 дня.

Накануне Лазаревой субботы, Преосвященнейший епископ Ефрем совершил великое повечерие и утреню в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска. Богослужение, совершаемое накануне Лазаревой субботы, содержит несколько песнопений, которые исполняются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения: поются тропари “Ангельский собор удивися”, “Воскресение Христово видевше”, “Свят Господь Бог наш”. Суббота Лазарева — это день, когда «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания мы видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря.

В сам день субботнего дня Его Преосвященство совершил Божественную литургию в главном храме епархии.

За богослужениями Правящему Архипастырю сослужили ключарь кафедрального собора иерей Димитрий Арабаджи и духовенство епархии.

Вместо Трисвятого на Литургии был исполнен крещальный гимн: “Елицы во Христа крестистеся…” – в воспоминание древней традиции крещения оглашенных в этот день.

На сугубой ектении были возглашены прошения о мире и благоденствии на украинской земле, после чего Владыка Ефрем, вместе со священнослужителями и верующими вознесли усердную молитву к Богу о мире в Украине и прекращении междоусобной брани в нашем Отечестве.

По окончании богослужения Правящий Архипастырь произнес проповедь, поздравил духовенство и верующий народ с Лазаревой субботой, наступающим праздником Входа Господня во Иерусалим и приближающейся Страстной седмицей.

О Лазаревой суботе

Во время своей земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И наконец, третье — чудо воскрешения из мертвых Лазаря.

Евангелие от Иоанна рассказывает, как Иисус Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря — еврея и фарисея, сына Симеона фарисея, родом из Вифании. Христос часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с его сестрами Марфой и Марией он любил и называл своим другом.

Однажды Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти, когда Иисус Христос пришел к гробовой пещере и сказал: “Отнимите камень”. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: “Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня”. Сказав это, он воззвал громким голосом: “Лазаре! Гряди (иди) вон”. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружающим его, сказал: “Развяжите его, пусть идет”.

Весть о чуде воскрешения быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало его как царя. Они постилали на его пути свои одежды и пальмовые ветви. Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса Христа.

Лазарь, которого также хотели лишить жизни, уехал на Кипр, где впоследствии апостолы назначили его епископом. По преданию, он прожил еще 30 лет.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях города Китиона, где он служил епископом. Это место позже получило название “Ларнакс” — что в переводе означает “гроб, саркофаг”, и впоследствии дало название современному городу Ларнака.

На мраморной гробнице святого выполнили надпись: “Четверодневный Лазарь, друг Христов”. По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911) и перенесены в город Константинополь, где для них была устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886). В день перенесения мощей святого с Кипра в Константинополь 30 (17 октября по старому стилю) октября празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи были взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В 1972 году во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.

Воскрешение Лазаря церковь воспоминает с древних христианских времен. В V веке святой Андрей Критский написал беседу на четверодневного Лазаря и канон, который исполняется на богослужении. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин создали также каноны на день Лазарева воскресения. Некоторые из священных песнопений, употребляемых церковью, составил в конце IX века император Лев Мудрый (Философ) после перенесения мощей праведного Лазаря в Константинополь.

В тропаре (главном песнопении дня) есть слова: “Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря”. Это означает, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых.

04.04.2015

Комментарии закрыты.