«Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся…»

«Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся…»

Poxvala 008Вечернее богослужение в пятницу накануне пятой седмицы Великого поста отличается от службы других суббот чтением на утрени акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется “Похвалой Пресвятой Богородицы”.

В этот святой день, в пятницу вечером, Преосвященнейший епископ Бердянский и Приморский Ефрем, в сослужении духовенства кафедрального собора, совершил совершил утреню, с чтением Акафиста Божией Матери в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

Акафист в переводе с греческого дословно означает «неседален», «неседальная песнь», то есть «песнь, которую поют не садясь, стоя». Акафист Пресвятой Богородице – первое из духовных песнопений этого рода. Он также зовется Великим Акафистом.

Акафист Божией Матери, читаемый за богослужением в этот день составлен по случаю чудесного избавления Константинополя от персов и аваров, обложивших Царьград с суши и моря в 626 году. Это спасение от варваров произошло в конце пятой недели Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь в это время. Составление акафиста приписывают Георгию Писидийскому, диакону великой Константинопольской церкви, жившему в половине 7-го века и описавшему современные события Византийской империи в прозе и стихах.

По своему содержанию акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах – величие Божией Матери. Акафист насыщен хвалебными гимнами в честь Девы Марии с выражением Ей благодарности от лица жителей Константинополя за Ее многие и великие благодеяния, оказанные православным людям. Писатель акафиста в молитвенных воззваниях к Богоматери приводит в нем многие ветхозаветные прообразы, относящиеся к лицу Девы Марии. Он перечисляет совершенства Божией Матери и Ее величие перед Богом, а также разнообразные благодеяния, постоянно являемые Ею верующим. Высота мыслей, сила выражений и глубина чувства, пронизывающие акафист делают его превосходным молитвенным пособием для дома и в храме.

По образцу этого акафиста составлено множество других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и чтимым святым. Акафисты читаются на молебнах в храмах и в домах верующих, но церковным Уставом к богослужению предназначен только один – древнейший, поемый накануне  субботы Пятой седмицы Великого поста.

Вспоминая избавление Константинополя от видимых врагов, мы молим Царицу Небесную об освобождении наших душ от врагов невидимых, от рабства страстей. Взирая на Матерь Божию, как на Споручницу грешных, мы просим Ее помощи в трудах молитвы и покаяния. Святая Церковь утверждает нас в надежде на заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляла без помощи скорбящих и страждущих.

В день Похвалы Пресвятой Богородицы мы с особым умилительным чувством обращаем эти слова к Заступнице рода христианского. Святая Церковь неслучайно и очень верно во второй половине Великого Поста особо почитает Божью Матерь, предлагая Ее как один из источников поддержки и помощи нам, идущим по пути Великого и спасительного поста. Она – наша Покровительница и Молитвенница. Много миллионов случаев знает человеческая история Ее поддержки, воздыхания и помощи. Пресвятая Богородица являет нам образ для подражания. Она всю жизнь, послужив тайне Боговоплощения, осталась и постницей, и первой инокиней, и Той, Которая была столь чиста перед Богом, что живой взята на небо.

Особенностью чтения Акафиста Пресвятой Богородице на утрене в пятницу 5-й седмицы Великого поста является то, что он входит в состав богослужения и поется в четыре разных выхода, причем, каждый раз в начале и в конце поется первый кондак «Взбранной Воеводе». Первая часть поется после 16-й кафизмы, Вторая — после 17-й кафизмы. Третья — после 3-й песни канона. Четвертая — после 6-й песни канона.

Молитвословия акафиста звучали перед почитаемыми святынями кафедрального собора – первая честь – перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица – Бердянская», а последующие – перед списком с чудотворного образа.

Перед чтением первого часа Владыка Ефрем обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал об истории праздника Похвалы Пресвятой Богородицы и призвал всех верующих христиан возносить свои мольбы и прошения к Царице Небесной, чтобы Ее ходатайством ко Господу мы сподобились вечной славы в Царствии Небесном.

По окончании богослужения Его Преосвященство, вместе с клириками собора и всеми верующими, вознесли молитву перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Троеручица – Бердянская».

27.03.2015

Архипастырь совершил службу «Мариино стояние» в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска

Архипастырь совершил службу «Мариино стояние» в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска

Stojanije 005На пятой седмице Великого поста совершается утреня, в среду вечером, которую в народе принято называть «Мариино стояние».

Во время этой службы единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в начале Великого поста (первый раз Великий канон, разделенный на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста).

В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, – и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста.

Также за богослужением прочитывается житие Марии Египетской.

Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской – удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния. Память святой Марии чтится 14 апреля, в воскресенье и четверг 5-й седмицы Великого Поста. Житие преподобной разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая – после 3 песни канона.

Стояние Марии Египетской — служба покаянная, поскольку включает в себя чтение Великого покаянного канона. Покаяние святого Андрея, как и преподобной Марии, глубокое и искреннее. Через весь канон, через всю службу проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, но смилуйся и будь милосерд ко мне».

Смысл Покаяния — в стремлении к духовному преображению в очищении человека от грехов. Смыслом Покаяния является возобновление чистоты, утерянной в содеянных после Крещения грехах: «Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести» (Преп. Иоанн Лествичник, Лествица, 5, 1).

Именно это произошло с Марией Египетской. Ее решение есть Покаяние. Оно затронуло ее сердце. Мария ушла в пустыню, где сорок лет, до самой смерти, несла подвиг, превосходящий, казалось бы, человеческие возможности. И умерла совершенно преображенным человеком — великой святой, достойной глубочайшего уважения. Кончина святой Марии Египетской особо вспоминается в субботу на пятой неделе, как и избавление в 626 году Константинополя от персидского и аварского нашествия.

Жизнеописание подвижницы составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский, посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г.), представил это житие вместе со своим каноном.

Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской на 5-й седмице совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора.

Утреню четверга с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и житие святой подвижницы – преподобной Марии Египетской в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска возглавил Преосвященнейший епископ Ефрем в сослужении клириков кафедрального собора.

По окончании чтения канона Его Преосвященство обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал о жизни, подвигах и покаянии святой Марии Египетской.

25.03.2015

Епископ Ефрем совершил пассию в кафедральном соборе Рождества Христова

Епископ Ефрем совершил пассию в кафедральном соборе Рождества Христова

Passija 007   Вечером, в 4-ю Неделю Великого поста, Правящий Архипастырь, в сослужении клириков собора, совершил чинопоследование пассии в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»

Passiya 002   В первые четыре недели Великого поста совершается особое великопостное богослужение – Пассия. Верующие люди собираются в храмах на службу, за которой вспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа.

   В Христорождественском кафедральном соборе вторую Пассию, за которой читалось Евангелие от Марка (главы 14 и 15), управляющий Бердянской епархии епископ Бердянский и Приморский Ефрем совершил 15 марта 2015 года. 

   Богослужебные тексты Пассии дают возможность задуматься о том, что станет главным содержанием Страстной седмицы, то есть о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пассия, как молитвенная память о страданиях Спасителя, вместе с другими церковными богослужениями ведет нас через поприще поста к Славному Воскресению Христову.

   Служба Пассии с чтением Евангелий о страданиях Господа Иисуса Христа перед распятием производят на верующих глубокое впечатление. После прочтения акафиста Страстям Христовым Владыка Ефрем обратился с архипастырским словом.В завершение службы читается молитва, после которой духовенство и все верующие с благоговением подходят и прикладываются ко Кресту Христову.

15.03.2015

В Неделю Крестопоклонную епископ Ефрем совершил богослужения в главном храме епархии

В Неделю Крестопоклонную епископ Ефрем совершил богослужения в главном храме епархии

Krest 01015 марта — третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь — это несение собственного креста и, что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост.

Накануне воскресенья, 14 марта, Преосвященнейший епископ Ефрем совершил всенощное бдение в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

По уставу в этот день полиелей был совершен священнослужителями в алтаре.

На славословии, при пении хором «Святый Боже…» Преосвященный Владыка вместе с духовенством совершил чин изнесения Креста. После этого Крест был поставлен на центр храма для того чтобы верующий народ поклонился животворящему древу Господню.

Святой Крест выносится для поклонения верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста, дабы они под сенью “Древа крестного”, как путники, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, набрались сил для дальнейшего пути. Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий.

Святой Крест остается в течение недели для поклонения до пятницы, когда святыня пред Литургией вносится обратно в алтарь.

После изнесения Креста Господня на середину храма, Преосвященнейший епископ Ефрем помазал всех святым елеем.

По окончании вечернего богослужения, всеми верующими было совершено поклонение Кресту, при пении молитвы: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»

Крестопоклонная Неделя, с чином изнесения Креста и поклонением ему установлена Церковью для подкрепления духовных сил своих чад, несущих труд поста.

15 марта, в воскресный день, епископ Ефрем совершил Божественную Литургию в соборе Рождества Христова в сослужении соборного духовенства.

За богослужением духовенство и прихожане молились о прекращении междоусобной вражды украинского народа – после сугубой ектении Владыка Ефрем прочитал молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии, Преосвященный Владыка освятил драгоценную ризу для чудотворного образа Богоматери «Троеручица-Бердянская».

В своем слове, с которым Владыка обратился после освящения ризы, Архипастырь отметил, что это событие является историческим, ибо впервые для иконы Богородицы «Троеручица-Бердянская» была изготовлена и освящена риза.

Владыка горячо поблагодарил Предстоятеля нашей Церкви, Блаженнейшего митрополита Онуфрия, потому что именно под его председательством Священный Синод ввел икону «Троеручица – Бердянская » в число святынь Украинской Православной Церкви.

Также Архиереем была выражена благодарность всем тем, кто потрудился в деле создания ризы и всем кто внес свою лепту для украшения образа Пречистой Божией Матери.

Владыка Ефрем совершил богослужения родительской субботы

Владыка Ефрем совершил богослужения родительской субботы

Rodytelskaja 12   14 марта 2015 года, в пятницу третей седмицы Великого поста, накануне родительской субботы, епископ Бердянский и Приморский Ефрем совершил парастас – вечернее заупокойное богослужение в кафедральном соборе Рождества Христова. Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени.

   На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

   В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

   Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

   За богослужением, на котором совершалось сугубое поминовение усопших православных христиан, Правящему Архиерею сослужило духовенство кафедрального собора.

   В сам поминальный день, Правящий Архипастырь, в сослужении соборного духовенства, совершил Божественную литургию.

   Многие верующие пришли в этот в храм Божий, чтобы помолиться и помянуть всех своих близких, отошедших в мир иной.

   По окончании богослужения была совершена панихида.

   После панихиды Преосвященный Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором разъяснил, что молитва об усопших есть проявление любви к тем кого уже с нами нет.

14.03.2015

« Грядите, благохвальным языком и всесильным плещуще духом, из устен нечистых глас Слова — Предтечу песньми духовными, вернии, прославим.»

« Грядите, благохвальным языком и всесильным плещуще духом, из устен нечистых глас Слова — Предтечу песньми духовными, вернии, прославим.»

DSC 004008 марта 2015 года, накануне понедельника третьей седмицы Великого поста, дня празднования первого и второго обре́тения главы Иоанна Предтечи, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский, совершил вечерню и утреню с полиелеем в соборе Рождества Христова г. Бердянск.

Его Преосвященству сослужили клирики собора.

На полиелее во время утрени Преосвященный Владыка помазал всех молящихся, прикладывавшихся к иконе святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, освященным елеем.

Богослужение сопровождалось пением архиерейского хора под управлением Анны Сидоренко.

09 марта, Владыка Ефрем совершил Литургию Преждеосвященных Даров в сослужении соборного духовенства.

После отпуста Литургии Преосвященный Владыка прочитал молитву Пророку, Предтече и Крестителю Спасову Иоанну.

По окончании богослужения епископ Ефрем обратился ко всем с архипастырским словом.

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого († 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе.

09.03.2015

«Православия наставниче, святителем украшение, Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвало, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим»

«Православия наставниче, святителем украшение, Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, Солуню великая похвало, проповедниче благодати, моли Христа Бога спастися душам нашим»

Palama 024Во вторую неделю Святой Четыредесятницы Церковь Христова празднует память одного из величайших богословов восточного христианства – Фессалоникийского архиепископа Григория Паламы, изложившего и мужественно отстоявшего православное учение о действии благодати Божией в мире и возможности для человека быть ее причастником.

Практика петь службу святителю Григорию Паламе во Вторую неделю Великого поста возникла не ранее 2-й полвины XV века. В нашей Православной Церкви эта практика распространилась после Церковной и богослужебной реформы, проведенной в соответствии с новыми греческими богослужебными книгами в XVII веке.

7-8 марта 2015 года в кафедральном Христорождественском соборе епископ Бердянский и Приморский Ефрем совершил всенощное бдение и Божественнаую литургию второй Недели Великого поста.

За всенощным бдением после полиелея Преосвященный Владыка обратился ко всем с проповедью о действии благодати Божией в жизни человека.

В воскресный день за Божественной литургией святителя Василия Великого Владыке Ефрему сослужили клирики собора.

Пел архиерейский хор под управлением Анны Сидоренко.

За Литургией духовенство и прихожане собора молились о мире на Украине – после сугубой ектении епископ Ефрем прочитал молитву об утешении страждущего народа, о скорейшем прекращении вражды и ненависти.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик собора протоиерей Виталий Глюза.

Обращаясь к молящимся с архипастырским словом после литургийного отпуста, владыка подчеркнул, что вспоминая во вторую Неделю Святого поста память святителя Григория Паламы, посвятившего жизнь опытному познанию действия в человеке Божественной благодати, Церковь напоминает своим чадам, что каждый христианин призван к тому, чтобы увидеть духовными очами нетварный Фаворский Свет благодати и через восприятие благодати достичь цели человеческой жизни – обожения.

«Помяни Господи яко Благ рабы Твоя, и елика в житии согрешиша прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты могий и преставленным дати покой»

«Помяни Господи яко Благ рабы Твоя, и елика в житии согрешиша прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты могий и преставленным дати покой»

Zaypokojnoje 020«Не напрасно узаконено апостолами творить пред страшными Таинами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние», – пишет в своих поучениях святитель Иоанн Златоуст

В субботние дни  2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы, Святой Православной Церковью установлено поминовение «всех от века усопших православных христиан».

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

В субботу 2-й седмицы Великого Поста Преосвященнейший епископ Ефрем совершил заупокойное богослужение в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

Вечером, накануне родительской субботы, Его Преосвященство, в сослужении ключаря собора иерея Димитрия Арабаджи и священнослужителей собора, совершил парастас.

Парастас с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В сам субботний день Правящий Архипастырь, в сослужении соборного духовенства, в Христорождественском кафедральном соборе совершил Божественную литургию.

Помолиться об упокоении своих ближних и родственников в кафедральный храм пришло много верующих.

За Божественной Литургией были вознесены сугубые молитвы об упокоении всех православных христиан, а также тех, кто был невинно убит во время братоубийственной смуты в нашем государстве.

Согласно Церковному Уставу, после богослужения была совершена панихида.

После заупокойного богослужения, Владыка Ефрем обратился к молящимся с проповедью, в которой раскрыл смысл заупокойной молитвы, а затем преподал верующим Святой Крест для целования.

07.03.2015

Правящий Архипастырь совершил первую пассию в дни Святой Четыредесятницы

Правящий Архипастырь совершил первую пассию в дни Святой Четыредесятницы

   Passyja 008Ныне православные христиане проходят поприще Великого поста. Основная цель такого подвига, конечно же, покаяние. Ибо только таким способом мы можем приблизиться к Господу и стать готовыми для того, чтобы достойно встретить Его Славное Воскресение, Пасху. Но без Распятия, без Крестной смерти Спасителя не  было бы и Воскресения Христова. Все семь недель Великого поста православные христиане совершают этот духовный путь.

В дни Святой Четыредесятницы совершаются особые великопостные богослужения. Одним из таких особых богослужебных последований является Пассия.

Вечером, в Неделю Торжества Православия, Преосвященнейший епископ Ефрем, в сослужении клириков собора, совершил чин пассии с чтением Акафиста Страстям Христовым.

Многие верующие собрались в кафедральном храме на службу, за которой вспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа.

Пассия – это особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом, на котором читается Евангелие, повествующее о страданиях Христа. Название этого особого богослужения происходит от латинского слова «страдание», а целью является духовное сопереживание страстей Христовых.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, за вечерним богослужением. Сам чин богослужения включает в себя чтение глав Евангелия, в которых говорится о страданиях, смерти и погребении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В соответствии с тем, что священная история эта рассказана четырьмя евангелистами, во время поста совершаются  Пассии, на каждой из которых прочитывается одно из евангельских повествований.

Как правило, совершение пассии начинается не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели Великого поста – свт. Григория Паламы. Но в этом году, в связи с тем, что в следующий понедельник (09 марта) совершается память 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи (а также, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник), по Уставу, чинопоследование пассии переносится на вечер Недели Торжества Православия.

Несмотря на то, что это богослужение пришло к нам с Западной Церкви и не содержится в церковном уставе, традиция его совершения была принята нашим верующим народом, так как дает возможность задуматься о том, что станет главным содержанием Страстной седмицы, то есть о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пассия, как молитвенная память о страданиях Спасителя, вместе с другими церковными богослужениями ведет нас через поприще поста к Славному Воскресению Христову.

Кроме того, на пассии исполняются некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира “Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного”, которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен “Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…” Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом.

После евангельского чтения владыка Ефрем обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал о том, что такое пассия, а также подчеркнул всю важность страданий Христовых для спасения рода человеческого.

01.03.2015