Правящий Архипастырь совершил первую пассию в дни Святой Четыредесятницы

Правящий Архипастырь совершил первую пассию в дни Святой Четыредесятницы

   Passyja 008Ныне православные христиане проходят поприще Великого поста. Основная цель такого подвига, конечно же, покаяние. Ибо только таким способом мы можем приблизиться к Господу и стать готовыми для того, чтобы достойно встретить Его Славное Воскресение, Пасху. Но без Распятия, без Крестной смерти Спасителя не  было бы и Воскресения Христова. Все семь недель Великого поста православные христиане совершают этот духовный путь.

В дни Святой Четыредесятницы совершаются особые великопостные богослужения. Одним из таких особых богослужебных последований является Пассия.

Вечером, в Неделю Торжества Православия, Преосвященнейший епископ Ефрем, в сослужении клириков собора, совершил чин пассии с чтением Акафиста Страстям Христовым.

Многие верующие собрались в кафедральном храме на службу, за которой вспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа.

Пассия – это особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом, на котором читается Евангелие, повествующее о страданиях Христа. Название этого особого богослужения происходит от латинского слова «страдание», а целью является духовное сопереживание страстей Христовых.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, за вечерним богослужением. Сам чин богослужения включает в себя чтение глав Евангелия, в которых говорится о страданиях, смерти и погребении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В соответствии с тем, что священная история эта рассказана четырьмя евангелистами, во время поста совершаются  Пассии, на каждой из которых прочитывается одно из евангельских повествований.

Как правило, совершение пассии начинается не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели Великого поста – свт. Григория Паламы. Но в этом году, в связи с тем, что в следующий понедельник (09 марта) совершается память 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи (а также, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник), по Уставу, чинопоследование пассии переносится на вечер Недели Торжества Православия.

Несмотря на то, что это богослужение пришло к нам с Западной Церкви и не содержится в церковном уставе, традиция его совершения была принята нашим верующим народом, так как дает возможность задуматься о том, что станет главным содержанием Страстной седмицы, то есть о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пассия, как молитвенная память о страданиях Спасителя, вместе с другими церковными богослужениями ведет нас через поприще поста к Славному Воскресению Христову.

Кроме того, на пассии исполняются некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира “Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного”, которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен “Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…” Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом.

После евангельского чтения владыка Ефрем обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал о том, что такое пассия, а также подчеркнул всю важность страданий Христовых для спасения рода человеческого.

01.03.2015

Комментарии закрыты.