«Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся…»

«Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим святую Деву: невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся…»

Poxvala 008Вечернее богослужение в пятницу накануне пятой седмицы Великого поста отличается от службы других суббот чтением на утрени акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется “Похвалой Пресвятой Богородицы”.

В этот святой день, в пятницу вечером, Преосвященнейший епископ Бердянский и Приморский Ефрем, в сослужении духовенства кафедрального собора, совершил совершил утреню, с чтением Акафиста Божией Матери в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

Акафист в переводе с греческого дословно означает «неседален», «неседальная песнь», то есть «песнь, которую поют не садясь, стоя». Акафист Пресвятой Богородице – первое из духовных песнопений этого рода. Он также зовется Великим Акафистом.

Акафист Божией Матери, читаемый за богослужением в этот день составлен по случаю чудесного избавления Константинополя от персов и аваров, обложивших Царьград с суши и моря в 626 году. Это спасение от варваров произошло в конце пятой недели Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь в это время. Составление акафиста приписывают Георгию Писидийскому, диакону великой Константинопольской церкви, жившему в половине 7-го века и описавшему современные события Византийской империи в прозе и стихах.

По своему содержанию акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах – величие Божией Матери. Акафист насыщен хвалебными гимнами в честь Девы Марии с выражением Ей благодарности от лица жителей Константинополя за Ее многие и великие благодеяния, оказанные православным людям. Писатель акафиста в молитвенных воззваниях к Богоматери приводит в нем многие ветхозаветные прообразы, относящиеся к лицу Девы Марии. Он перечисляет совершенства Божией Матери и Ее величие перед Богом, а также разнообразные благодеяния, постоянно являемые Ею верующим. Высота мыслей, сила выражений и глубина чувства, пронизывающие акафист делают его превосходным молитвенным пособием для дома и в храме.

По образцу этого акафиста составлено множество других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и чтимым святым. Акафисты читаются на молебнах в храмах и в домах верующих, но церковным Уставом к богослужению предназначен только один – древнейший, поемый накануне  субботы Пятой седмицы Великого поста.

Вспоминая избавление Константинополя от видимых врагов, мы молим Царицу Небесную об освобождении наших душ от врагов невидимых, от рабства страстей. Взирая на Матерь Божию, как на Споручницу грешных, мы просим Ее помощи в трудах молитвы и покаяния. Святая Церковь утверждает нас в надежде на заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляла без помощи скорбящих и страждущих.

В день Похвалы Пресвятой Богородицы мы с особым умилительным чувством обращаем эти слова к Заступнице рода христианского. Святая Церковь неслучайно и очень верно во второй половине Великого Поста особо почитает Божью Матерь, предлагая Ее как один из источников поддержки и помощи нам, идущим по пути Великого и спасительного поста. Она – наша Покровительница и Молитвенница. Много миллионов случаев знает человеческая история Ее поддержки, воздыхания и помощи. Пресвятая Богородица являет нам образ для подражания. Она всю жизнь, послужив тайне Боговоплощения, осталась и постницей, и первой инокиней, и Той, Которая была столь чиста перед Богом, что живой взята на небо.

Особенностью чтения Акафиста Пресвятой Богородице на утрене в пятницу 5-й седмицы Великого поста является то, что он входит в состав богослужения и поется в четыре разных выхода, причем, каждый раз в начале и в конце поется первый кондак «Взбранной Воеводе». Первая часть поется после 16-й кафизмы, Вторая — после 17-й кафизмы. Третья — после 3-й песни канона. Четвертая — после 6-й песни канона.

Молитвословия акафиста звучали перед почитаемыми святынями кафедрального собора – первая честь – перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица – Бердянская», а последующие – перед списком с чудотворного образа.

Перед чтением первого часа Владыка Ефрем обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал об истории праздника Похвалы Пресвятой Богородицы и призвал всех верующих христиан возносить свои мольбы и прошения к Царице Небесной, чтобы Ее ходатайством ко Господу мы сподобились вечной славы в Царствии Небесном.

По окончании богослужения Его Преосвященство, вместе с клириками собора и всеми верующими, вознесли молитву перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Троеручица – Бердянская».

27.03.2015

Комментарии закрыты.