20 апреля 2014 года – “Христос воскресе, — смерть поправый, людие веселитеся”

20 апреля 2014 года – “Христос воскресе, — смерть поправый, людие веселитеся”

Pasxa 014Пасха Христова – торжество из торжеств. Церковь в священных песнопениях называет Пасху велией, двери райские нам открывающей, Воскресеньем святым, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воскрес, веселие вечное».

Святые Отцы Церкви особо подчеркивают значение и величие этого праздника. ” Пасха у нас, – говорит святой Григорий Богослов в своем пасхальном слове, – это праздников праздник и торжество торжеств, которое настолько превышает все другие торжества, не только человеческие, но и Христовые, что в его честь совершаются, насколько солнце превосходит звезды”.

Поэтому в светлом и радостном дне Воскресения святая Церковь призывает небо и землю к святой Божьей радости: “Пусть небеса достойно веселятся , да радуется земля, да празднует весь мир видимый и невидимый, ибо Христос воскрес, веселие вечное”.

В пасхальную ночь, с 19 на 20 апреля, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска возглавил торжественное пасхальное богослужение.

Его Преосвященству сослужили клирики кафедрального Христорождественского собора.

Празднование Воскресения Христова начинается с Великой Субботы. Об этом говорит богослужения Великой Субботы, а также и проповеди святых отцов, которые в этот день посвящены воскресению и победе.

Как в повседневной жизни горе соседствует с утешением, так и в церковной жизни великая скорбь воспоминаний о смерти Спасителя сменяется великой радостью праздника Светлого Христова Воскресения. В 23.15, перед Плащаницей Господней, которая символизирует ту плащаницу, в которую стараниями праведного Иосифа Аримафейского было обернуто тело Спасителя для захоронения после снятия с креста, была совершена полуношница с чтением канона Великой Субботы.

Канон Великой Субботы «Волною морскою» — одно из самых печальных песнопений Великого Поста. Канон возвеличивает страсти и погребение Христово. Однако верные слушают его уже не со скорбью, но радостным ожиданием момента Христова воскресения.

Во время пения катавасии девятой песни канона «Не рыдай Мене, Мати…», Владыка Ефрем вместе с духовенством собора перенесли Святую Плащаницу в алтарь через Царские врата, и полагает ее на престоле, где она будет оставаться до отдания праздника Пасхи.

Постепенно храм заполняется верующими.

Во время продолжительного Великого Поста прихожане избегали ярких одежд при посещении храма. Перед пасхальным Богослужением храм расцвечивается яркими красками праздничных нарядов прихожан, создавая неповторимую атмосферу подготовки к предстоящему великому и радостному празднику.

Среди прихожан было много детей. В другие дни в это время дети уже видят сны, но накануне праздника Пасхи ничто не может заставить детей остаться дома. По их глазам видно, какое удовольствие доставляет им участие в праздничном «взрослом» ночном Богослужении.

При приближении полуночи Архиерей и все духовенство, в полном облачении, припении стихиры: «Bocкрecение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” совершили крестный ход вокруг кафедрального собора. Крестный ход, несомненно, — один из самых зрелищных элементов праздничной пасхальной службы, но в то же время это один из самых эмоциональных ее моментов. Многочисленные верующие шли с горящими свечами.

Крестный ход открывает самый радостный православный праздник — Светлое Христово Воскресение. Праздничное Пасхальное Богослужение в соборе началось с пасхальной заутрени.

По своей форме пасхальная заутреня – это вершина поэзии и уникальное явление в церковной литературе Восточной Церкви. В ней богатство хороших поэтических оборотов, образов, сравнений и символов. Над глубоким смыслом и поэтической формой пасхальной заутрени все время доминирует триумфально – победный тон святой, неземной и вечной радости, излучающий на нас с каждого ирмоса, тропаря или стихиры. Здесь переживается та полнота радости Христова Воскресения, которую святой Григорий Богослов в своей пасхальной беседе так описывает: “Вчера я распинался с Христом, сегодня прославляюся с Ним. Вчера я умирал с Ним, сегодня оживаю с Ним. Вчера я погребался с Ним, сегодня воскресаю с Ним”. В Христовой победе все участвует: небо, и земля, и ад. Все призывает нас к радости.

Богослужения Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона. Этот величественное и торжественное песнопение в честь воскресения Иисуса Христа из мертвых и Его божественного величия является настоящим шедевром христианской литургической поэзии. Он принадлежит перу великого учителя Церкви, богослова и песнописца святого Иоанна Дамаскина, который сумел объединить в этом произведении как возвышенные святоотеческие наставления о Христовом воскресении, так и радостные духовные чувства боголюбивых верующих.

Собор был переполнен верующими, которые пришли славить Воскресение Христово. В глазах людей – особая радость, горят все светильники и подсвечники … «Христос воскрес из мертвых!..»

После пения последней песни канона, в кафедральный собор Рождества Христова был доставлен благодатный огонь, который сходит каждый год в Великую Субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме.

От него зажгли лампады и свечи в соборе. Неповторимые и незабываемые минуты, полные невыразимого счастья и светлой радости… Пусть это Небесное пламя загорится в наших сердцах огнем веры и светлой любви, чтобы жизнь изменилась к лучшему. И для поддержания этого «благодатного огня» нужно жить с любовью и спокойствием на душе.

В конце пасхальной заутрени, после пения: «Друг друга обымем…», Владыка Ефрем, похристосовавшись с духовенством, вышел в храм, чтобы поздравить всех верующих с праздником Христова Воскресения. Его Преосвященство, каждому пришедшему в храм, вручил пасхальное красное яйцо, знак возрождения всего живого, пробуждение.

В христианстве пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень. Напоминая по форме камень, которым была закрыта Гробница Христова, оно в то же время является символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свое время вырвется из известкового плена. Таким образом, для христиан это упоминание о воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни.

По окончании утрени, Владыка Ефрем прочитал Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, начинающееся словами: “Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим добрым и светлым торжеством …” Святитель в своем пасхальном творении призывает всех радоваться о воскресшем Спасителе.

Хотя со времени написания этого вдохновенного слова прошло уже более 15 веков, не потускнела поэтичность и образность этого сочинения. И в наше время так же актуальна терпимость Церкви к человеческим слабостям и немощам, так же актуально приглашение всех людей на праздничный духовный пир, на котором не бывает опоздавших, лишь бы совсем небольшая искра веры приводила человека на этот пир.

«Будем жe праздновать этот величайший и светлый праздник, в который воскрес Господь, будем праздновать его светло и вместе благочестиво: ибо Господь воскрес и воскресил вместе с Собой вселенную».

После торжественной пасхальной заутрени было совершено последование пасхальных часов, которые состоят из пасхальных песнопений, прославляющих радостное событие Христова воскресения.

В пасхальную ночь, Владыка Ефрем в сослужении клириков кафедрального собора, совершил литургию святителя Иоанна Златоуста при открытых Царских вратах, которые открыты с начала утрени и не закрываются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл нам врата Небесного Царства.

На пасхальном богослужении, чтению Пасхального Евангелия предшествует Апостольское чтение, являясь для него достойным вступлением. Читаются стихи, содержащие краткий рассказ о значении последних дней пребывания Спасителя на земле до Его Вознесения, о раскрытии перед учащимися путей Царства Божьего; здесь же рассказывается об обете низ послание Святого Духа; и о вселенском значении Христовой Церкви, которое откроется во всемирной проповеди принявших Святого Духа Апостолов.

Пасхальное Евангелие читается от святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, начинающееся словами: «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог», и содержит учение о божественности Второго Лица Пресвятой Троицы.

Многие верующие, в этот день желают причаститься Святых Христовых Таин, чтобы принять участие в совместной трапезе вместе с воскресшим Христом.

По заамвонной молитве, Его Преосвященство освятил артос. Слово артос переводится с греческого, как «квасной хлеб» – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении, Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Следуя апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова ставить в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором видно только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

В молитве на освящение артоса Архиерей, призывая благословение Божие, просит Господа исцелить всякую болезнь и болезнь, и подать здравие всем вкушающий артос.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

После освящение артоса, Владыка Ефрем прочитал молитву на освящение пасхальной пищи. В завершение длительного поста, Церковь позволяет радоваться светлому Воскресению не только духовно, но и телесно, благословляя к потреблению продукты, которые были запрещены в пост.

По окончании праздничной Литургии, Правящий Архипастырь прочитал Пасхальное послание Местоблюстителя Киевской митрополичей кафедры Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Черновицкого и Буковинского, а затем всех поздравил со светлым днем Воскресения Господня.

В завершение Пасхального богослужения Владыка Ефрем совершил освящение куличей, пасок и яиц, для пасхальной трапезы верующих, каждого приветствуя словами ” Христос воскресе! “.

Торжественно совершая богослужения светлого праздника Христова Воскресения, Церковь не только вспоминает событие двухтысячелетней давности, но и празднует реальность нашей новой, измененной жизни, которую человечество получило через воскресшего Господа.

Прямая трансляция праздничного Пасхального архиерейского богослужения из кафедрального Христорождественского собора г.Бердянска 2014 год

Комментарии закрыты.