«Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема»


«Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема»

Bogojavlenije 061    19 января,  Православная Церковь воспоминает Евангельское событие – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от святого Иоанна Предтечи и Крестителя в водах Иорданской реки.

В этот великий двунадесятый праздник Богоявления, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский совершил торжественное богослужение в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

Накануне вечером, 18 января, в главном храме епархии Правящий Архипастырь возглавил служение праздничного всенощного бдения, состоявшего из великого повечерия, литии и утрени. Его Преосвященству сослужило духовенство собора.

На утрени, после праздничного Евангелия, Владыка обратился ко всем с проповедью о празднуемом в эти дни Крещении Христа Спасителя, а затем помазал верующих, которые в этот день собрались в храме в большом количестве, святым елеем.

В сам день праздника, Правящий Архиерей, в сослужении духовенства собора, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и Чин великого освящения воды в кафедральном соборе Рождества Христова.

Весь храм и территория кафедрального собора были заполненные верующими, которые пришли в день праздника Крещения прославить Христа Спасителя.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик кафедрального собора иерей Димитрий Арабаджи.

После заамвонной молитвы, как и днем раннее – в Крещенский сочельник, духовенство и прихожане прошли во двор собора, где Владыка Ефрем совершил чин великого освящения воды.

По окончании богослужения Преосвященный Владыка поздравил всех с праздником Святого Богоявления, и обратился к присутствующим на торжестве с архипастырским словом, в котором рассказал о том, что дает верующему Крещение Господне.

После проповеди Его Преосвященство и священнослужители кафедрального храма освятили воду всем желающим.

О празднике

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов, а также во многих стихирах и тропарях праздника.

Когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов, а также во многих песнопениях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело глубокое онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения .

Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:

«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

19.01.2015

Комментарии закрыты.