22 марта 2014 года – Владыка Ефрем совершил Таинство Елеосвящения в кафедральном храме

22 марта 2014 года – Владыка Ефрем совершил Таинство Елеосвящения в кафедральном храме

Soborovanije 016В субботу, 22 марта, когда Православная Церковь свято чтит память 40 мучеников Севастийских, Преосвященнейший епископ Ефрем совершил Таинство Елеосвящения (Соборования) в Христорождественском кафедральном соборе г. Бердянска.

Его Преосвященству сослужили секретарь епархии протоиерей Сергий Илющенко, почетный клирик Бердянской епархии протоиерей Михаил Семенчук, ключарь кафедрального собора протоиерей Вячеслав Стадник, священнослужители города и духовенство собора.

За чинопоследованием Таинства были прочитаны положенные по чину Соборования 7 евангельских чтений и молитвы Господу Иисусу Христу об исцелении телесных недугов народа Божия, участвующего в Елеосвящении.

К этому Таинству приступили как священнослужители, так и более сотни православных верующих города.

После совершения Таинства Соборования Преосвященнейший Владыка обратился к верующим со своим архипастырским словом, в котором напомнил всем о происхождении Елеосвящения, смысле и благодатных дарах, подающихся всем «с верою притекающим к одному из многих священнодействий данных нам от Господа», а также поздравил всех с принятием этого Таинства и пожелал каждому крепости сил душевных и телесных в несении своего жизненного креста. «Давайте стараться не совершать грехи, беречь свое сердце от соблазнов вражьих, вести с ними борьбу, и с каждым днем духовно совершенствоваться», – призвал всех верующих Владыка Ефрем.

Таинство Елеосвящения, или Соборования, служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души – как обезбоженности человека, как его лишенности действия освящающей Божественной благодати. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым спасая его все от той же смерти, ибо причиной и нашего физического, и нашего духовного умирания являются грехи.

Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним батюшкой) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), при этом, безусловно, имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним рабства греху. Именно в этом смысле Таинство Елеосвящения и приводит человека к отпущению грехов.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Торжествующая Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за христиан, просит Господа об их исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не наверняка, не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, иной особый дар, особую способность: по-новому, стойко и благодарно, воспринять свою болезнь, истинно по-христиански приблизиться к вхождению в вечную жизнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда прославляющими, преображающими, становятся одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем страдая во Христе, сострадая Господу, сораспинаясь с Ним и тем самым с Ним соединяясь, – подлинно очищается и освящается. В Таинстве Елеосвящения мы разделяем с Господом его Крестную муку. И потому-то отныне, благодаря нашему мистическому единению со Христом в Таинстве Елеосвящения, физическая смерть становится для участвующего в Соборовании человека уже не столь страшна: ведь восходя с Господом на Крест, он побеждает гораздо более ужасную, чем смерть физическая, смерть духовную, смерть души, тем самым обретая вечную жизнь во Христе.

Богословские основания Таинства Елеосвящения мы находим в Священном Писании. Прежде всего, можно припомнить отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что Апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13). Речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: мы видим здесь только его прообраз. Следом за этим вспомним фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения дано в Послании Апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14—16). В этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза, «давящего» на человека греха.

Следует также сказать несколько слов о символическом смысле используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине: считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом (вспомните притчу о милосердном самарянине: на раны пострадавшего от разбойников человека были возлиты именно елей и вино). В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни.

По книге: П.Ю. Малков. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви. (Курс лекций) Под ред. Прот.Владимира Воробьева. Издание 2-е, расширенное и дополненное. М., 2007.

Комментарии закрыты.